Текст 3.3 Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма. (По Н. Гарину-Михайловскому) |
ОГЭ - ОГЭ |
Автор: Administrator |
13.06.2015 12:41 |
Текст 3.3– (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма. – (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная... (4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца. (7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает. (9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – (10)Жучка, Жучка! (11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит. – (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его. (13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь. (15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды. (18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. (20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна. (22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом: – (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят. (30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок. (По Н. Гарину-Михайловскому)* * Гарин-Михайловский Николай Георгиевич(1852–1906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Комментарий к цитате. При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его». 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта». План сочинения 15.2. Смысл фрагмента текста я понимаю следующим образом. Жертвуя собой, своими силами мальчик спас свою любимицу. Зачастую люди идут на отчаянный поступок ради своих родных, любимых домашних питомцев и просто незнакомых людей. Всё зависит от доброты человека, от его возможности сострадать и быстро реабилитироваться в той или иной ситуации. Свои слова мне хотелось бы подтвердить словами из текста Гарина-Михайловского Н. Г. Аргумент 1. Главный герой произведения очень переживал и волновался за свою любимицу, поэтому он был готов даже на самый смелый поступок. (предложения 5-7) Аргумент 2. Несмотря на столь юный возраст, Тёма проявил доблесть, отвагу, готовность к самопожертвованию и доброту. Спасая любимую собаку, он не задумывался об опасности, Тёма был готов на всё, что бы спасти Жучку. (предложения 23-32) Вывод. Доброта спасёт мир! Это всем известное выражение. Но часто люди обходят стороной доброту, спеша куда-то, боясь не успеть сделать что-то. Хотя доброта есть везде, она повсюду. Её проявление может не быть слишком громким, вы можете просто помочь пожилому человеку или кому-то ещё, можете смело повести себя в чрезвычайной ситуации. Даже животные понимают людей, чувствуют их. Они всегда готовы прийти на помощь человеку, а человек, в свою очередь, готов пожертвовать ради спасения животного. Всё зависит от нас самих, всё зависит от человека. Если у вас доброе сердце, вы способны на всё, даже на самопожертвование, и это самое важноt в современном мире. Елизавета, 9 кл. |
Обновлено 15.07.2015 12:21 |