Риторика |
Учимся спорить! Видеоурок на тему: "Провокация в споре. Стратегия провокационного общения"
Любой спор может перерасти в конфликт, а может разрешиться мирным путем. Естественно, каждый из участников хочет выйти победителем и достигнуть своей цели. Ваш собеседник или оппонент может использовать провокацию!!! Давайте рассмотрим на примерах, как это выглядит. Доктор Карстен Бредемайер в книге «Провоцирующая риторика? Меткий ответ!» раскрывает стратегию провокационного общения. Сразу предупреждаю, что некоторые способы довольно циничны, могут спровоцировать конфликт. Поэтому ваша задача – не поддаться на провокацию. Кто предупрежден – тот вооружен! 1-й элемент стратегии. Нарушение стереотипного распределения ролей Подобную стратегию часто используют продавцы. Их цель: чтобы покупатель забыл все аргументы против и начал искать причины, чтобы купить товар. Делается это так: Например, вы просите примерить куртку. Продавец, вместо того, чтобы мило улыбаться, высокомерно сообщает, что это куртка очень дорогая. Варианта 2: либо вы уходите сразу с неприятным ощущением. Либо делаете вид, что это совсем недорого для вас и покупаете вещь. 2-й элемент стратегии. Пресекать некоторые моменты в разговоре провоцирующими высказываниями Такая тактика часто встречается у учителей, преподавателей. Когда вы выступаете или отвечаете по какой-то теме, а учитель ничего не говорит, не задает вопросов, всем своим видом демонстрируя равнодушие. Наконец, в середине разговора он говорит: «Столько слов, когда уже будут мысли…». Таким ироническим комментарием он пытается вас спровоцировать. 3-й элемент стратегии. Соответствие невербального поведения с речью В данном случае ваш собеседник проявляет свои эмоции чрезмерно. Может закатывать глаза от недоумения, тихо присвистнуть от удивления, усиленно жестикулировать и так далее. 4-й элемент стратегии. Согласиться тогда, когда такой реакции никто не ожидает Если от вас ждут одобрения – не согласитесь, надеются получить отказ – наоборот, соглашайтесь. То есть проявите реакцию, противоположную той, которую от вас ждут. 5-й элемент стратегии. Юмор по отношению к внешности других (и к своей собственной), я бы еще добавила сюда «переход на лица». Это фразы из серии «ты еще маленький или уже старый, «женщине не понять» и т.д. Самое главное: В любом случае, ваши эмоции в споре должны быть под контролем. Запомните, если спор перерастает в ссору, то считайте, что вы его проиграли.Старайтесь не поддаваться на провокации! Постарайтесь отвечать спокойно и достойно с улыбкой. Потому что слова, сказанные уверенно и тихо, заставляют прислушиваться. Литература: 1.Бредемайер, К. Провоцирующая риторика? Меткий ответ! / К. Бредемайер; худож.-оформ. А. Киричёк. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с., ил.: - (Бизнес-класс). 2.Михальская, А.К. Русский язык: Риторика. 10-11 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений филол. Профиля / А.К. Михальская. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 491, [5] с. 3.Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – М.: Баласс, Ювента, 2005. – 272 с.: ил.
|